РП внеурочной деятельности «Золотые ручки»

Забайкальский край, Нерчинско-Заводский муниципальный округ
Администрация Нерчинско-Заводский муниципальный округ
МОУ «Олочинская ООШ»

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________________________
Первоухина Н.Е.
МО № 1 от «25» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
ЗД по УВР
________________________
Петунина Н.С.
Методический совет № 1 от «28» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Шубина Т.К.
Приказ № 29 от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
(3-6 КЛАССЫ)

Класс: 3-6

2023-2024 учебный год

с. Олочи, 2023

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Золотые ручки» создана для организации свободного времени обучающихся и представляет собой содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных художественных способностей обучающихся. Эта рабочая программа разработана для обучающихся в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта. Курс программы рассчитан на 34 часа, с периодичностью занятий 1 раз в неделю. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность: от теории к освоению через упражнения и собственному художественному воплощению в материале. Она направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по современным направлениям в художественном творчестве. Содержание программы расширяет представления учащихся о разнообразных видах творчества, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует эстетический вкус.
Актуальность
Современные дети получают огромный поток зрительной информации и поэтому их трудно увлечь чем-то стандартным. В связи с этим занятия художественным творчеством должны удивлять ребёнка, как в процессе изготовлении, так и результатом. Поэтому программа Золотые ручки» нацелена на освоение нетрадиционных техник и художественным приемам в творчестве. Такие виды творчества вызывают у учащихся особый интерес к современному искусству, и развивают фантазию.
Обучающиеся с разным уровнем подготовки и способностями могут освоить эти приёмы в творческой работе, и у каждого может получиться свой оригинальный «шедевр». Программа предполагает расширенное знакомство с различными техниками.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок, газет.
Младшие школьники должны иметь мотивацию к эстетическому обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 9-12 летнего школьного возраста.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия — 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность одного занятия 1 час.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся.
Задачи программы:
1) формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
2) развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
3) создание условий для развития художественно – творческого потенциала обучающихся;
4) формирование устойчивого интереса к творчеству;
5) обогащение визуального опыта детей через творческое общение;
6) развитие умения самостоятельно анализировать свою работу и свои достижения.
Формы и методы работы:
1) беседа;
2) рассказ;
3) индивидуально-творческая деятельность;
4) коллективная творческая деятельность;
5) работа над проектами;
6) интеграция в базовые образовательные дисциплины;
7) организация тематических и персональных выставок.
Форма контроля уровня достижений учащихся.
1) Коллективное обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.
2) Периодическая организация выставок, самооценка своих работ.
3) Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Основные виды деятельности учащихся:
1) навыки дискуссионного общения;
2) работа с ножницами;
3) работа с бумагой и картоном;
4) работа с природным материалом и декоративными элементами;
5) аппликация плоская и объёмная.
Новизна данной программы
Новизна, заключающаяся в том, что в содержание программы формирует знания о современных техниках декорирования и умения использовать в собственных проектах и работах. Основной упор на занятиях делается на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными. По каждому разделу предлагается система: изучение технологии и способов изготовления, материалов, общение с мастерами, обзор творческих современных декоративных работ. Продуманы упражнения, практические задания на различные приемы работы с пластилином, с природным материалом, с бумагой. Разделы программы завершаются созданием самостоятельной работы учащимися.
Виды деятельности учащихся на занятиях:
Основной вид деятельности — это творческая практика, которому предшествует изучение теоретического материала и инструментов, технологии исполнения.
Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала: участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
1) Поиск и обзор декоративных работ, просмотр мастер – классов.
2) Изучение способов создания поделок.
3) Создание работы по собственному мотиву и замыслу.
Мониторинг эффективности занятий в творческой мастерской «Золотые ручки» основывается на диагностике личностного творческого роста учащихся по полугодиям.
Критерии мониторинга:
1) Успешно осваивает приемы работы различными материалами. Достаточно хорошо копирует технику по образцу.
2) Свободно создает свой мотив, творческую работу.
3) Активно участвует в школьных, районных тематических выставках, конкурсах.
4) Имеет достижения в конкурсах, викторинах, предметных олимпиадах разного уровня.
Планируемый результат деятельности в творческой мастерской «Золотые ручки»:
Личностные результаты обучающихся:
1) Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности формируется при выполнении упражнений и практических работ по образцу.
2) Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
3) Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Путь формирования данного результата проходит через анализ своего труда и сравнение с другими.
4) Желание осваивать новые виды деятельности через разнообразие практических работ.
5) Желание участвовать в творческом, созидательном процессе.
6) Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, при проведении обсуждений и выполнений творческих работ.
7) Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры. Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры.
8) Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) принимать и сохранять учебную задачу;
2) планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
3) осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
4) анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
5) различать способы и результат действия;
6) адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя;
7) прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
8) проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
9) самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
1) анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
2) анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
3) находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
4) классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
5) формулировать проблему и самостоятельно находить способы решения;
6) строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
7) устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми понятиями и явлениями.
Коммуникативные УУД:
1) принимать участие в совместной работе коллектива;
2) вести диалог, работая в парах, группах;
3) допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
4) координировать свои действия с действиями партнеров;
5) корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
6) задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
7) осуществлять взаимный контроль совместных действий;
8) высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывании;
9) уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество.
Предметные результаты:
1) описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
2) выделять существенные признаки предметов;
3) сравнивать между собой предметы, явления;
4) обобщать, делать несложные выводы;
5) классифицировать явления, предметы;
6) определять последовательность событий;
7) судить о противоположных явлениях;
8) давать определения тем или иным понятиям;
9) выявлять функциональные отношения между понятиями;
10) выявлять закономерности и проводить аналогии;
11) создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
12) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
2. Содержание дополнительной образовательной программы «Золотые ручки» на 2023- 2024 учебный год

№ п.п. Разделы рабочей программы Количество часов Содержание курса
1 Мастерская оригами. 7 Фигурки животных, композиции из цветов.
2 Мастерская лепки 4 Фигурки животных, композиции из пластилина
3 Мастерская Волшебная бумага 3 Российский флаг. Открытка для мамы.
4 Мастерская Деда Мороза. 5 Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона.
5 Мастерская коллекции идей. 15 Поделки из бумаги. Поделки из ткани. Поделки из ниток

Тематический план
№ Тема занятий Кол-во часов Характеристика деятельности Дата проведения по факту
Мастерская оригами, 7
1 Знакомство с техникой оригами. Фигурки животных. 4 Знать, что такое оригами. Уметь изготовлять квадрат из прямоугольника. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.
2 Изготовление цветов. 2
3 Изготовление ваз для цветов.
1
4 Корзина из модулей оригами. 1
Мастерская лепки, 4
5 Правила работы с пластилином. Инструктаж. Композиции из пластилина. Семейка грибов на поляне. 1 Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»). Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
6 Лепка фигурок животных из пластилина. Мишка косолапый. 1
7 Композиции из пластилина. Аквариумные рыбки. 1
8 Мозаика из семян на пластилиновой основе 1
Мастерская Волшебная бумага, 3
9 Создание коллективной работы «Российский флаг» 1 Знать приемы рационального использования материала. Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи
10 Создание коллективной работы «Российский флаг» 1
11 Создание открытки для любимой мамы 1
Мастерская Деда Мороза, 5
12 Создание коллективной работы «Волшебная ёлка» 1 Знать приемы рационального использования материала, приемы изготовления украшений из бумаги, основные способы соединения изделий. Уметь создавать изделия по собственному замыслу. Проектировать изделие – создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные образы. Умение участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, передавать в связном повествовании полученную информацию.
13 Создание коллективной работы «Волшебная ёлка» 1
14 Новогодние игрушки из цветной бумаги. «Волшебная снежинка». 1
15 Новогодние игрушки из цветной бумаги. 1
16 Новогодние игрушки из цветной бумаги. Новогодняя маска. 1
Мастерская коллекции идей, 15
17 Поделки из бумаги. Аппликация «Снеговик» 1 Знать приемы рационального использования материала. Уметь: разрезать бумагу по прямым линиям. Отбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Знать приемы работы с разными материалами. Уметь: анализировать образец изделия; составлять план работы, определять последовательность; выбирать различные материалы для воплощения своего замысла. Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, организационных задач. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
18 Изготовление игрушек (медведя) с подвижными деталями из картона и цветной бумаги. 1
19 Поделки из бумаги. Сказочная птица. 1
20 Кормушка для птиц 1
21 Лепка Наши пернатые друзья 1
22 Открытка для папы 1
23 Коллективная работа «Подарок мамочке любимой» 1
24 Открытка для мамы 1
25 Сувениры из проволоки и пуговиц. 1
26 Мозаика из кусочков бумаги. 1
27 Коллективная работа «Первый полет человека в космос» 1
28 Коллективная работа «Первый полет человека в космос» 1
29 Коллективная работа «Бережем планету» 1
30 Коллективная работа «День Земли» 1
31 Коллективная работа «Как прекрасен наш салют» 1
34 Изготовление ваз для цветов.
1
Список используемой литературы:
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно-методическое пособие/С. В. Астрханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –Ростов р/Д: Феникс, 2006. –347 с.: ил. –(Высшее образование)
2. Зайцева А.А. Новогодние поделки: елочные игрушки, фигурки, снежинки/ А. Зайцева. – М.:2015.-64 с. – (Азбука рукоделия)
3. Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. /Р. Орен – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. – 56 с.: ил.
4. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе. /Г.И.Перевертень — М.: Просвещение, 1985. – 112с.
5. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов /Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Рульф Крумбахер. – Ярославль, 2010.- 48 с.